Наверх
Официальный сайт администрации Охотского муниципального района

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 17 апреля 2021

Обновлено секунду назад

События О районе МСУ Деятельность Документы Важно Обращения Противодействие коррупции Контакты

Порядок проведения публичных мероприятий

01 марта 2021

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 1 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Указанное право не является абсолютным. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод данное право может быть ограничено законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, ограничения предусмотрены Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Широко известен ответ Президента Российской Федерации В.В. Путина исполнителю Ю.Ю. Шевчуку на встрече с представителями массовой культуры: «Есть определенные правила, они предусматривают, что такие мероприятия регулируются местными властями. Кроме тех, кто выходит на марш, есть другие люди, о правах которых мы не должны забывать. Если Вы решите провести марш несогласных, я прошу прощения, скажем в больнице. Где будете мешать детям, больным, кто Вам позволит проводить эти марши? И правильно сделают, что запретят! А теперь хотите провести там, где, допустим, люди в пятницу поедут на дачу: или в воскресенье вернутся с дачи. <…>Но это совсем не значит, что власть должна прикрываться теми вещами, о которых я говорил, и создавать условия, невозможные для проявления свободы слова. Я надеюсь, что в Петербурге будет сделано именно так, по уму, с правом для граждан выразить свое несогласие, но с тем, чтобы люди, которые будут участвовать в этом марше, не мешали другим, которые не хотят демонстрировать, а хотят добраться домой вовремя, хотят поехать к семье, детям и так далее».     

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил следующее (постановление от 18.06.2019 № 24-11): «Процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. Иначе органы публичной власти, не имея достоверного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишались бы реальной возможности исполнить возложенную на них статьей 2 Конституции Российской Федерации обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия».

Порядок организации и проведения публичных мероприятий предусмотрен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Законом Хабаровского края от 26.01.2005 № 258 (ред. от 25.11.2020) «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий в Хабаровском крае», постановлением Правительства Хабаровского края от 20.11.2012 № 406-пр (ред. от 05.04.2019) «Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края», постановлением Правительства Хабаровского края от 28.08.2020 № 364-пр (ред. от 26.01.2021) «Об отдельных ограничительных мероприятиях, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»; постановлением Правительства Хабаровского края от 25.07.2013 № 206-пр «Об утверждении Порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории, культуры), расположенных  в Хабаровском крае».

Вопросы организации и проведения публичных мероприятий во взаимосвязи с соблюдением прав граждан и выполнением функций полиции представляют определённую сложность, поскольку имеют многочисленные юридические и фактические особенности и ряд оценочных положений. Необходимость одновременного учета и правильной оценки многочисленных фактических и юридических обстоятельств в короткий промежуток времени в ситуации, требующей сохранения хладнокровия, создают предпосылки для ошибок в правоприменении. В таких условиях на помощь может прийти историческое высказывание французского писателя Клода Адриана Гельвеция: «Знание основных принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

Перечислим основные принципы, связанные с публичными мероприятиями, без привидения частностей, усложняющих их понимания.

  1. Деление публичных мероприятий на собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования либо различные сочетания этих форм акций, осуществляемые по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
  2. Цель публичного мероприятия – свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
  3. Принципы проведения публичного мероприятия: законность и добровольность участия.
  4. Специально отведенные места проведения публичного мероприятия.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

В Хабаровском крае перечень таких мест определен вышеуказанным постановлением Правительства Хабаровского края.

Закон предусматривает перечень мест, в которых публичное мероприятие проводиться не может (это связано с угрозой безопасности граждан и надлежащим функционированием органов государственной власти).

  1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации проведению публичного мероприятия.

К личности организатора законом предъявляются требования, подлежащие внимательной оценке при принятии в отношении его ограничительных решений.

Организатор имеет ряд прав и обязанностей, которые сводятся к точному соблюдению уведомления о проведении публичного мероприятия; соблюдению сроков совершения определенных юридически значимых действий; соблюдению условий безопасности при проведении публичного мероприятия; ответственности руководителя публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (в установленном случае), и в случаях определенных противоправных (небезопасных) действий.

  1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Участники публичного мероприятия имеют права, связанные с выражением мнения, в части, не запрещенной законодательством Российской Федерации (не нарушающей условия безопасности).

Участникам публичного мероприятия запрещено: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или)распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения; использовать специальный отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации.

  1. Уведомление о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором в сроки, порядке и случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также Законом Хабаровского края от 26.01.2005 № 258 «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий в Хабаровском крае».

В случае принятия ограничительных мер, связанных с изъянами уведомления, необходимо внимательно проанализировать указанную норму, так как она, в частности, предусматривает случаи необязательного уведомления.

С момента получения уведомления у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) возникает обязанность отреагировать (обеспечить взаимодействие в целях реализации прав всех категорий граждан). Указанные органы могут назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении публичного мероприятия в установленном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещено законом. При этом в случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) после получения такого уведомления вправе направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором.

  1. Время проведения публичного мероприятия.

Не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

  1. Предварительная агитация.

Организатор публичного мероприятия и иные граждане момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (Или) време5ни проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

В ходе проведения такой агитации не допускаются действия, запрещенные законодательством Российской Федерации.

  1. Вопросы финансирования и материально-технического обеспечения публичного мероприятия.

Законодательство содержит ряд ограничений, связанных с источниками финансирования такого мероприятия.

  1. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел.

По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право предъявлять требования организатору и участнику публичного мероприятия, направление на соблюдение порядка его организации и проведения; предъявлять требования о его прекращении допуска или самостоятельно прекратить допуск граждан на мероприятие в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения). Также имеет право по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия, в том числе по соблюдению порядка его организации и проведения (с соблюдением порядка принудительных мер).

Обязан: оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественной порядок и безопасность граждан, а также соблюдением законности при его проведении.

  1. Основания и порядок приостановления и прекращения публичного мероприятия.

В случае невыполнения требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) об устранении нарушения правопорядка, допущенного по вине участников, но не влекущего угрозы для жизни и здоровья его участников, такой представитель вправе приостановить публичное мероприятия на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в установленном порядке.